ОЛЬГА СТЕПНОВА:
«СЦЕНАРИСТЫ СПАСЛИ ЖИЗНЬ МОИХ ГЕРОЕВ»
Сидя у телевизора в канун Нового года (по старому стилю), я переключала каналы. Как всегда, ничего интересного – тут «Аншлаг», там Галкин… Вдруг мое внимание привлек фильм, который показывал канал СТС. Алексей Макаров, Тина Канделаки, Валерий Гаркалин и «ну, та вампирша из Ночного дозора» - столько известных лиц в одном кадре! «Очередная новогодняя комедия» - подумала я. Но вскоре уже не могла оторваться. Сюжет разворачивался так неожиданно, что хотелось смотреть еще и еще…
Вы не поверите, но сценарий к четырехсерийному сериалу «Не было бы счастья…» написан по ироническому детективу нашей землячки Ольги Степновой «Уж замуж невтерпеж». В своей квартире на Морском проспекте она пишет детективы, которые читает вся страна! А тут, известная киностудия решила снять кино по одной из книг…
Творчество – в массы!
С Ольгой мы встретились в одном из кафе в Верхней Зоне Академгородка. Кстати, Степнова – производная от «банальной», как показалось редактору издательства, Степановой.
Надо признаться, что писательница сломала все мои стереотипы о современных писательницах. Ольга оказалась очаровательной и открытой женщиной. Такое чувство, что со мной за одним столиком сидела сама героиня иронического детектива. Как человек жизнерадостный, Ольга с удовольствием рассказала «все, как есть». Что в молодости, за неудачную шутку про ЦРУ, ее выгнали с факультета журналистики, что потом она писала фельетоны для «Комсомольской правды», что сейчас она работает дома, но покой постоянно нарушают соседи всеми возможными способами… В общем, богатая творческая биография.
Человеку «креативному» писать жизненно необходимо. А вот без публикаций и всенародного признания вполне можно обойтись. Так думала и Ольга, пока любящий муж Дмитрий не обнаружил в столе один из ее рассказов. «Ты должна, нет, ты просто обязана написать детектив!» - заявил супруг. Ольга долго сопротивлялась, но потом все-таки погрузилась в работу. Когда издательство дало добро на публикацию, Степновы закатили пир на весь мир.
Издержки производства
Однажды в ее квартире раздался звонок. Звонили с телестудии «2В» с предложением купить права на экранизацию второго детектива писательницы «Уж замуж невтерпеж». Удивлению писательницы не было предела: «Надо же, со второй книгой сразу «попасть в обойму»! Сценарий по книге написал Александр Бородянский (в свое время он написал сценарии к таким известным фильмам, как «Мы из джаза» и «Афоня»).
Но, хотя сам факт экранизации писательницу очень обрадовал, мне показалось, что рассказывает она об этом слегка напряженно. «Какая-то часть фильма получилась блестяще. Первые серии – это то, что было в моей книге. Далее сценаристы отошли от сюжета книги. С какого-то момента начали снимать что-то абсолютно свое…». Еще бы, неприятно, наверное, отдавать свое «детище» в руки чужого сценариста, пусть даже самого заслуженного…
В творческом поиске…
Тем не менее, Ольгу трудно надолго расстроить. Кажется, это свойство любого человека, который знает, что занимается любимым делом. Человека, который полон новых творческих идей. «Моя давняя мечта – написать пьесу, - рассказывает Ольга. – И когда-нибудь я обязательно это сделаю. Ведь пьеса на два актера – это высший пилотаж. А пока, у меня еще море идей для детективов, много подготовленных сюжетов, поэтому я остаюсь в своем жанре. Но в будущем я обязательно от него отойду».
Действительно, зачем что-то менять, если читатели довольны, а книги расхватывают с прилавков как горячие пирожки? «Раньше я даже не представляла, как выглядит мой читатель. Только потом «увидела» свою аудиторию. Это женщины от 18 до 30 лет. Моему удивлению не было предела, когда на своем сайте я увидела комментарии читателей – мужчин!».
Мастерская писателей
Хотя от столицы Ольгу отделяют сотни километров, она поддерживает связь с авторами – «коллегами». Вот, например, на одной из пресс–конференций познакомилась с Татьяной Устиновой. Теперь две писательницы переписываются по электронной почте. «Получить письмо от Татьяны для меня всегда – большая радость» – говорит Ольга Степнова.
Оставаться в курсе последних новостей «детективного» жанра позволяет телевизор. «На мой взгляд, самая удачная экранизация в последнее время – «Каменская» по Марининой. Есть удачные постановки Донцовой и Устиновой. А вот Акунина я принципиально не смотрю. Считаю, что Фандорин хорош только в книгах. Перенести на экран атмосферу книги в этом случае просто невозможно и не интересно»
Сегодня на прилавках детективов – пруд пруди. Но качество многих заставляет желать лучшего. Может быть, оттого, что единственная цель авторов – гонорар? Ольга прокомментировала это так: «Майя Плисецкая как-то сказала: «Я танцую не для зрителей, я танцую музыку». Здесь то же самое – из-за денег хорошую книгу не напишешь, она просто не получится… Когда пишешь, неизбежно начинаешь жить жизнью героев».
Может быть, именно такой подход к творчеству – залог успеха нашей землячки Ольги Степновой?...
Дарья Староверова
Татьяна Генинг
|